Красота
Дети
Звёзды
Здоровье
Любовь и отношения
Мода
Психология
Стиль

Главные показатели здоровья ребенка


Для объективной оценки состояния здоровья и общего уровня развития детей, врачами-педиатрами установлены три группы показателей:

  • физические;
  • психологические (психические);
  • поведенческие (социальные).


При этом если роль физического развития в здоровье ребенка выделяется в отдельный пункт, то поведенческие факторы некоторыми детскими врачами объединяются в один раздел с психологическими.

109

Физические показатели здоровья ребенка

Составляющие физического здоровья ребенка включают как субъективную оценку состояния самочувствия, так и ряд важнейших морфологических параметров тела, таких как:

  • рост;
  • вес;
  • окружность груди;
  • окружность головы.

Для детей старшего дошкольного и школьного возрастов к списку можно добавить такие функциональные параметры как:

  • спирометрия (измерение емкости легких);
  • сила мышц рук;
  • становая динамометрия.

Кроме того, обязательно должны учитываться и такие особенности как:

  • индекс массы тела и жировые отложения;
  • степень полового созревания;
  • состояние кожи;
  • состояние зубов и десен.

Для этого в школах и дошкольных учреждениях, не реже одного раза в году должны проводиться регулярные медицинские осмотры при участии педиатров, стоматологов, дерматологов, хирургов-ортопедов. Подобные мероприятия позволят эффективно наблюдать за состоянием и основными физическими показателями ребенка, обнаруживать отклонения и задержки в развитии на ранних стадиях и принимать своевременные меры к их устранению.

111

Для каждого пола и возрастной группы факторы физического здоровья детей отличаются и имеют пределы допустимых значений соответствующие норме, которые всегда можно узнать у педиатров или посмотреть в специальных таблицах в интернете.

Поскольку у каждого ребенка наличествуют индивидуальные особенности, то некоторые отклонения от среднестатистических данных вполне допустимы и не должны вызывать опасений у родителей.

На основе полученных в результате осмотра данных, ребенок определяется в одну из пяти групп здоровья. Первая группа присваивается в том случае, если физические показатели здоровья ребенка соответствуют норме по всем показателям. Вторая группа определяется для детей, развитие которых, в целом, проходит в пределах нормы, однако имеются незначительные функциональные отклонения и пониженный иммунитет. К третьей группе относят детей с выявленными хроническими заболеваниями, но без существенных отклонений в развитии. В четвертую группу определяют детей имеющих хронические заболевания и пониженные функциональные возможности. Последней группе соответствуют дети, имеющие серьезные хронические заболевания, функциональные возможности которых сильно ослаблены.

Психологические показатели здоровья ребенка

В здоровом теле – здоровый дух, поэтому, несмотря на значительность, проблема физического здоровья детей не является единственным фактором,влияющим на их полноценное развитие, которое невозможно себе представить без соответствия основных психологических показателей общепринятой норме. В число этих показателей входят такие важные аспекты как:

  • состояние нервной системы и органов чувств;
  • память;
  • речь;
  • внимание и концентрация;
  • развитие мышления.

Значение каждого из перечисленных пунктов очевидно, а вот отставание в развитии хотя бы по одному из этих показателей нужно как можно быстрее выявляться и, по возможности, исправляться специалистами (детскими психологами, психиатрами,невропатологами, логопедами и т.д.). Сделать это можно при помощи специальных психологических тестов, занятий и упражнений, некоторые из которых частично или даже на 100% будут представлены в игровой форме.

114

Психологические показатели неотрывно связаны с физическими, поэтому сохранение физического и психического здоровья детей невозможно без правильного питания, соблюдения режима дня, здорового социального климата в семье и учебном учреждении,и целого ряда других факторов.

Психологическое здоровье ребенка – это как хорошая память и удовлетворительное внимание, так игармоничное развитие личности, душевный комфорт, умение выражать свои мысли и чувства, понимать других и налаживать с ними нормальные взаимоотношения.

В зависимости от устойчивости психики, умения выражать себя и возможностей адаптироваться к окружающим социальным условиям, детские психологи выделяют три основных уровня психологического состояния детей:

  • креативный;
  • адаптивный;
  • ассимилятивно-аккомодативный (неадаптивный).

Первому уровню соответствуют полностью здоровые в психологическом плане дети, нормально адаптирующиеся к изменяющимся социальным условиям, умеющие подавлять стресс и выражать себя. Ко второму уровню относят вцелом здоровых и нормально адаптированных, но слишком возбудимых и обладающих повышенной тревожностью детей. Третьему уровню соответствуют недостаточно хорошо адаптированные дети, сильно зависящие от воздействия внешних факторов, периодически вынужденные отказываться от реализации многих своих желаний.

Одновременное укрепление физического и психического здоровья детей – это залог их правильного развития как полноценных личностей.

Социально-поведенческие показатели здоровья ребенка

Психическое и физическое здоровье детей – это уже многое, но еще не все, ведь есть и, так называемые поведенческие или социальные показатели развития ребенка. Как можно догадаться из самого названия, они связаны с поведением и социальной адаптацией, но не только. Другими же специалистами эти факторы даже не выделяются в отдельную группу и рассматриваются в той категории, что физическое и нравственное здоровье детей.

Что же такое эти поведенческие  показатели? Для ребенка грудного и младшего дошкольного возраста это, в первую очередь, аспекты, связанные с естественными нуждами (едой, сном, туалетом и т.д.), и только для старших дошкольников и школьников это уже в большей степени настоящие поведенческие проблемы межличностных отношений (с родителями и взрослыми, друзьями, одноклассниками) и выражения своих эмоций.

115

Часто, обращать внимание на поведенческие проблемы начинают только тогда, когда они слишком очевидны, и игнорировать дальше их уже просто нельзя (например, когда ребенок разжигает огонь в помещениях, устраивает драки со сверстниками или не хочет слушаться взрослых). Внимательные родители и педагоги, заинтересованные в охране и укрепление психического и физического здоровья детей, как правило, не доводят дело до таких крайних случаев, быстро замечают отклонения и начинают немедленно принимать должные меры.

Практика показывает, что поведенческие отклонения в развитии глубоко связаны с психологическими, а иногда даже и физическими проблемами. Если симптомы не проявлялись изначально уже с рождения, то вероятными периодами возможного возникновения этих социально-поведенческих проблем с большой долей уверенности станут жизненные этапы ребенка соответствующие: кризису первого и третьего года, 6-7 лет, переходу от детского к подростковому возрасту в 11-13 лет.Самое главное в случае выявления поведенческих проблем – это приступить к их коррекции как можно раньше, пока они еще не успели крепко укорениться и стать чертой характера.

Несколько советов напоследок

От неожиданностей и болезней никто не застрахован, однако это и не означает, что все можно пускать на самотек и дети как-нибудь сами собой вырастут да притом хорошими и здоровыми. Воспитание, как и полноценная забота о физическом здоровье ребенка является сложным комплексным процессом, успешность которого во многом зависит от того, насколько внимательно и усердно родители, педагоги и государство будут осуществлять в нем свои функции.

Что же конкретно сделать, чтобы как можно лучше соответствовать описанным выше показателям, даже если с самого рождения становится понятно, что ребенок не блещет богатырским здоровьем и выдающимися умственными способностями? В первую очередь, быть внимательными и постараться как можно больше свободного времени выделять на игры и воспитание, и с самого детства прививать детям любовь к дисциплине.

116

Для укрепления здоровья и физического развития детей действенной мерой станет отправка в какую-либо спортивную секцию (при желании ребенка и после тщательной консультации с врачом). Неплохим подспорьем для развития логики, памяти и мышления станут логические игры, детские кроссворды, головоломки. Хорошим вариантом станут шахматы (если только ребенок проявит к ним интерес). Не стоит пренебрегать и банальными играми во дворе со сверстниками, поскольку это помогает развивать социальные навыки, да и просто приятно для ребенка.

Не меньшее значение дает и питание, которое (если возможно) должно быть здоровым и полноценным (особенно в нынешний век химии и испорченной экологии). Это не означает, что нужно непрерывно баловать детей, однако не надо забывать, что молодому растущему организму в немалых количествах необходимы витамины, углеводы и белки. Покупайте детское, диетическое или сами готовьте добротное домашнее питание не слишком перенасыщенное жирами, а из напитков делать нажим на соки, а не на газировку, что тоже обязательно сыграет роль в сохранении и укреплении физического здоровья детей.



Комментарии для сайта Cackle